Не секрет, что сегодня дети читают меньше, чем их сверстники
лет 10-15 назад. Многие читают только литературу по школьной программе. Причин
тому несколько: загруженность в школе, видео и компьютеры, снижение поступлений
детских книг в библиотеки. Перед библиотекарями стоит вопрос: как привлечь
наибольшее количество детей к чтению. Массовые мероприятия такой результат,
конечно, дают, но нет возможности проводить их каждый день; не все дети, посещающие
детский абонемент, записаны в читальный зал библиотеки.
Опыт работы показывает, что дети при выборе книг
обращаются, в первую очередь, к книжным выставкам. И чтобы детям захотелось
прочесть книги с выставки, их нужно заинтересовать, «подтолкнуть» к этому. Такая
форма работы с юными читателями, как выставки-конкурсы в библиотеке стали активно
использоваться в течение последних пяти лет, и оказалось, что мы «попали в цель».
Наши книжные выставки-конкурсы не только формируют читательскую и информационную
культуру детей и подростков, но и способствуют развитию детей с помощью
творческих заданий.
Выставки оформляются на видном, хорошо освещенном месте
и, в зависимости от количества источников, иллюстративного материала,
количества заданий, располагаются на одном или двух стеллажах. В зоне выставки
обязательно предусмотрены столы, стулья, бумага, ручки для выполнения заданий.
Выбор темы, оформление, подбор литературы - все продумывается до мелочей.
Важное условие - красочность и оригинальность, а также предоставление
возможности детям легко ориентироваться при просмотре выставочного материала.
В основном выставки-конкурсы в библиотеке адресованы
детям среднего и старшего школьного возраста. Цель их организации –
читательское развитие подростков. Формы выставок-конкурсов разные:
выставка-конкурс одной книги, выставка-игра посвященная творчеству одного
писателя и тематические выставки-конкурсы.
Первая авторская выставка-конкурс называлась «Тайна
пиратского галеона». Не секрет, что многие ребята бредят кладом, а уж приключения
любят все. Так почему же ребятам не отправиться на поиски клада с помощью книг?
К тому же в журнале «Всемирный следопыт» были опубликованы интересные статьи о
жизни пиратов. Ребятам предлагалось ответить на вопросы викторины (на выставке
они были написаны на пиратском флаге), найти клад на карте, изучить кодекс
чести и выполнить творческое задание. Чтобы правильно выполнить все задания,
ребята должны были прочитать книги с выставки, а, выполняя творческое задание -
нарисовать свою карту острова сокровищ и сочинить рассказ «Один день из жизни пиратов».
Читателям такая выставка пришлась по душе. В дальнейшем она была дополнена
настольной библиографической игрой «Тайна пиратского галеона».
Впоследствии работа по оформлению выставок-конкурсов
была продолжена. Мы обратились к истории древнего мира. Ведь в античной истории
тоже много тайн и загадок. Появились выставки «Тайна египетской пирамиды» (история
древнего Египта) и «Тайна троянского коня» (история древней Греции). Ребятам
предлагалось ответить на вопросы, расшифровать послание древних египтян, узнать
богов по описанию. Изучая историю древнего Египта, ребята должны были написать
послание египетского мальчика к потомкам, живущим в конце 20 века. Во время
путешествия по древней Греции читателям предлагалось сочинить древнегреческий
миф об одном из богов.
В 2016 году книга А. Рыбакова «Бронзовая птица»
отмечала 60-летие со дня выхода в свет. Появилась выставка-игра одной книги «Тайна
бронзовой птицы». Был сделан макет дома помещика Карагаева с бронзовой птицей
на крыше. Дом открывался, и в нем слева помещался рассказ об истории создания книги,
а справа - стихотворное обращение к ребятам, в котором была представлена книга
с аннотацией и приглашение принять участие в конкурсе. Дети должны были
разгадать кроссворд и сыграть в настольную игру «Тайна бронзовой птицы».
Оформлялись и другие выставки-конкурсы. На
профессиональном конкурсе детских библиотекарей была представлена выставка-конкурс
«Тайна пиратских сокровищ» по книге А. Биргера. И хотя Алексей Биргер пишет давно,
но в детскую литературу пришел в конце 90-х годов ХХ века. Авторов, пишущих детские
детективы, сейчас много, но выбор остановили на А. Биргере потому, что в
библиотеке были разные книги этого писателя, и дети имели возможность их
прочитать. Стояла задача заинтересовать ребят чтением не только детективов, но
и познавательной литературы, пусть даже и о пиратах, способствовать развитию
творчества детей в ходе выполнения заданий к выставке. В Приложении предлагаем
описание и макет этой выставки.
Таким образом, можно сделать вывод, что
выставки-конкурсы интересны и полезны не только читателям, но и библиотекарям.
Разрабатывая эти выставки, специалисты раскрывают свой творческий потенциал,
умение найти подход к ребенку, развить у детей читательский интерес.
Приложение
Выставка-конкурс одной книги
ОБРАЩЕНИЕ к читателю:
Дорогой друг! Ты любишь приключения и тайны? Да?
Тогда ты наверняка читаешь детские детективы и тебе знакомы многие авторы. Сегодня
мы хотим познакомить тебя с творчеством Алексея Биргера, а точнее с его
повестью «Тайна пиратских сокровищ». С героями повести тебя ждут приключения,
погони, стрельба и, конечно же, клад (ведь речь идет о пиратских сокровищах). А,
выполнив наши задания, ты получишь приз!
Итак, предлагаем тебе:
- Ответить на вопросы викторины «Узнай героя».
- Пройти по следам неугомонной пятерки.
- Выполнить творческое задание - написать детективную
историю, где место действия г. Березники, микрорайон Абрамово.
РЕКЛАМА выставки:
Ты, читатель, не спеши,
Мимо ты не проходи.
Если любишь почитать,
Приключения, мечтать...
Видишь, выставка стоит –
Заголовком всех манит.
Смотри дальше, не зевай,
Что написано - читай.
Перед вами, дети, книжка,
А герои в ней мальчишки.
Забыла, есть одна девчонка,
Все зовут ее Осёнок.
А название, друзья,
Говорит само за себя,
Тайна - это интересно,
Ее надо разгадать.
Сделать надо все умело.
Чтоб к бандитам не попасть.
Автор книги сей, писатель,
Мастер детективных дел.
Я считаю, интересно
Книжку написать сумел.
Представлять автора не буду
Завела на него я досье.
В КГБ под замками не спрятано,
Познакомиться могут все.
Завела еще, друзья,
На главных героев досье я
Если интересно вам,
Почитать его всем дам.
ВЫСТУПЛЕНИЕ перед аудиторией:
Чтоб интересней было читать,
Я предлагаю тебе поиграть.
Вот викторина висит пред тобой
«Узнай героя», кто он такой?
Если когда-то в Москве ты бывал,
Да и внимательно книжку читал,
То без преград весь путь пройдешь,
Преступников раньше друзей ты найдешь.
А чтоб быстрее проделать весь путь,
В книги придется тебе заглянуть.
Два задания позади,
Теперь к третьему переходи.
Верю, что фантазии хватит
Нам поведать детектив...
Время зря ты не теряй
Детектив нам сочиняй.
Если книжка понравилась эта
Дам тебе один совет я
Будь смелей, не робей,
Загляни в часы скорей.
Коли вас я заинтересовала,
И охота не пропала
Вам разгадывать, творить-
Можно сразу приступить.
Прочитать сначала книжку,
Поднапрячь потом умишко
Быстро справишься - герой
Приз тогда уж точно твой!
СХЕМА выставки:
- китайская шляпа (из бумаги)
- кинжал
- библиографическое пособие малой формы
ДОСЬЕ НА
ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ:
Аня Ласточкина (Оса) -12 лет, ее отец был знаменитым футболистом.
Саша Мякин - 12 лет, сын местного участкового милиционера. Любит фантазировать.
Сережа Блинов - 12 лет, его родители работали на расположенном неподалеку
автомобильном заводе-гиганте. Все свои поступки продумывает до мелочей.
Миша Земцов - 12 лет, его отец был недавно назначен заместителем префекта округа.
Находит выход из любой ситуации.
Петя Котельников - 12 лет, его отец специалист по радиоэлектронике. Учится
в английской гимназии.
Димка Гольцов (Голяк) - 15 лет, великолепный балбес.
ЗАДАНИЕ № 1
(УЗНАЙ ГЕРОЯ)
• Могла любому мальчишке дать фору - недаром ее отец был
знаменитым футболистом...
• Этот великовозрастный балбес откровенно
недолюбливал четырех друзей и их нового товарища, и они платили ему тем же. За ним
водилась дурная слава. Он состоял на учете в милиции... Полноватый, малость
смахивающий на неуклюжего медвежонка..., с вечными фантазиями, над которыми
подтрунивали друзья ...
Это был тот самый скандальный старик, который
ненавидел всех и вся...
Он ко всему придирался...
Он пьет только особую китайскую водку - змеиную
настойку...
...он молодец, умный, спортивный, владеет приемами восточных
единоборств, и семья у него роскошная (обеспеченная), ...и пес у него – любимец
всех друзей, и вообще...
Этот веселый, компанейский мальчишка отлично умел завязывать
разговоры с взрослыми...
Он отличался редкой основательностью и почти математическим
складом ума. «Мозги как у отца...» - соглашалась его мама, когда хвалили сына.
И с вздохом добавляла: «Вот только боюсь, так и будет весь век на дядю
ишачить...»
Среди пенсионеров, игравших в шахматы во дворе, выделялся
старик с умным и выразительным лицом, который играючи разделывал под орех всех
своих противников... Он всю жизнь проработал в разных у правлениях Москвы, связанных
с архитектурой и градостроительством.
ЗАДАНИЕ № 2
(ПО СЛЕДАМ НЕУТОМИМОЙ ПЯТЕРКИ)
Пытаясь разгадать тайну пиратских сокровищ, друзьям пришлось
побывать в разных уголках Москвы. Мы предлагаем вам отправиться на поиски
сокровищ вслед за юными детективами и по пути ответить на вопросы. В этом
читателям поможет «Путеводитель», в котором необходимо сделать отметку о
пребывании в том или ином районе Москвы (отметка - правильный ответ на вопрос).
Вы отправляетесь на поиски из подвала, который
ребятам позволили забрать под спортивный зал и, пройдя весь путь должны
вернуться домой. Желаем успеха!
Р.S. В поисках сокровищ вам придется обращаться не
только к книге «Тайна пиратских сокровищ», но и к книгам, в которых
рассказывается о жизни пиратов.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
«ПО СЛЕДАМ НЕУГОМОННОЙ ПЯТЕРКИ»
1. Подвал в доме, который ребятам позволили забрать под
спортивный зал. Во что на самом деле ребята планировали превратить подвал?
2. Китайский ресторан. Где раньше (60-70 годы)
работал Леонид Дасаевич до того как открыл свой ресторан?
3. И снова подвал. Кого боялись Леонид Дасаевич и
скандальный старик?
4. Тем временем Саша преследует человека в темных
очках. До какой станции доехала Саша, следя за человеком в темных очках?
5. Металлоремонт. Почему ребятам не удалось попасть в
квартиру к скандальному старику?
6. Вечер у камина в квартире Котельниковых. Какой
пират, по легендам, в пятидесятые годы блуждал по Южно-Китайскому морю?
7. Библиотека иностранной литературы. Ты должен
ответить на вопросы, связанные с жизнью пиратов:
Любимое животное пиратов.
Напиток пиратов
Кто такие флибустьеры?
В 50-х гг. началось организованное возрождение пиратства
на морях, омывающих Китай. Какой остров стал очагом современного пиратства?
8. 64-ая больница. За что скандальный старик был
награжден памятным подарком во время пребывания на Востоке?
9. Триумфальная площадь (Маяковского). Здание какого
театра, расположенного на Триумфальной площади, заинтересовало Петю?
10. Подземные коммуникации станции метро
«Маяковская». Что лежало в шкатулках, которые нашли ребята?
11. Московский дворик. На чем ребята собираются
отправиться в плавание в летние каникулы?
Литература:
Биргер, А.Б. Дело антикварной мафии: Повесть / А.Б. Биргер.-
М.: АСТ, Астрель, 2002. - 184 с. - (Кадеты ФСБ).
Биргер, А.Б. Тайна пиратских сокровищ: Повесть / А.Б.
Биргер. - М.:ЭКСИО-ПРЕСС, 1999. - 224 с.- (Черный котенок).
Биргер, А.Б. Тайна сорванных спектаклей: Роман / А.Б.
Биргер; ил. И.Кузнецовой.- М.: АРИА-АиФ; Вече, 2001. - 256 с.
Биргер, А.Б. Тайна спятивших компьютеров: Повесть / А.Б.
Биргер.-М.: Астрель; АСТ, 2001. -189 с.
Биргер, А.Б. Тайна старого камина: Повесть / А.Б. Биргер.-М.:ЭКСМО-ПРЕСС,
2001. - 224 с.
Биргер, А. «И сюжет и панорама жизни»: [Беседа с
писателем А. Биргером] / Записал И. Дымов // Кн. обозрение. - 2003. - 3 марта.
Биргер, А. Простенький жанр: [О работе в жанре
детектива] / А. Биргер // Детская литература. - 1998. - No8.- С.70-76.
Щукина, М. Как Врубель и Сислей попали в переплет / М.
Щукина // Независ. газ. -1999. - 9 сент.- С.14. - Рец.на кн.: А. Биргер. Тайна
старого камина.- М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. - 224 с.
По материалам, находящимся в свободном доступе
интернета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий