Выставочная деятельность долгое время была и остается
важным направлением работы библиотек. В каждой библиотеке активно используются
различные виды традиционных книжных выставок. Компьютеризация библиотечных технологий,
обеспечившая возможность их выхода в глобальное информационное пространство,
позволила представлять книжные выставки в новом формате и обеспечила доступ к
ним удаленных пользователей.
Применение информационно-коммуникационных технологий
в библиотечной деятельности послужило толчком к развитию такого способа
представления информации, как электронная книжная выставка (ЭКВ). Электронную
книжную выставку можно рассматривать как выставку, размещенную на
машиночитаемых носителях в локальной или глобальной сети, реализованную при
помощи компьютерной техники и специальных программно-технических средств.
Варианты исполнения ЭКВ могут быть различными. Ее
можно разместить на сайте библиотеки, либо на локальном носителе. Выставка
может быть организована в виде заданной последовательности слайдов, либо по
принципу гипертекста, тем самым давая читателю возможность самостоятельно
выбирать представленные документы для подробного ознакомления в удобной для
него последовательности. Выставка может обеспечивать выход на другие ресурсы
Интернет, представляющие дополнительную актуальную информацию.
Если рассмотреть и проанализировать классификации
традиционных выставок, представленных в «Справочнике библиотекаря», в учебном
пособии Н. В. Збаровской, в монографии О. П. Зыкова, в электронной публикации
С. Г. Матлиной, классификация традиционных выставок, то такой анализ позволил
убедиться в существовании большого количества классификаций традиционных
библиотечных выставок. В их основу положены различные классификационные признаки.
Сами классификации отличаются степенью дробности, некоторые из них,
предлагаемые различными авторами, дублируют друг друга.
Следует заметить, что ряд классификационных признаков
(например, содержание, целевое назначение, вид экспонируемых документов,
основание для проведения, частота спроса документов и время поступления их в
фонд) можно применить и к электронным книжным выставкам. Поскольку электронные
выставки являются электронным ресурсом, считается возможным использование для
их дифференциации и классификации электронных ресурсов.
В таблице 1 представлен вариант классификации (по 13
различным основаниям), базирующийся на интеграции классификаций электронных
документов и библиотечных выставок.
Таблица
1
Многоаспектная
классификация электронных книжных выставок
Основание деления
|
Виды выставок
|
1 — содержание
|
1.1 универсальные;
1.2 отраслевые;
1.3 тематические;
1.4 персональные
|
2 — целевое назначение
(для пользователя)
|
2.1 учебные;
2.2 научные;
2.3 досуговые;
2.4
производственно-практические
|
3 — целевое назначение
(для библиотеки)
|
3.1
информирующие;
3.2
рекомендательные;
3.3
пропагандирующие (направленные на привлечение как к чтению в целом, так и к
определенному виду деятельности, например, пропаганда здорового образа жизни,
борьба с наркотиками);
3.4
рекламные (рекламирующие продукцию библиотеки)
|
4 — способ доступа
|
4.1 локальные;
4.2 сетевые;
4.3 комбинированного
распространения
|
5 — формат представления
|
5.1 в ppt-формате;
5.2 в html-формате;
5.3 flash-выставки;
5.4 в других форматах
|
6 — вид представленных
документов
|
подразделяется на все виды
документов
|
7 — стоимость
|
7.1 платные;
7.2 бесплатные
|
8 — основание для
проведения
|
8.1 по инициативе
библиотеки;
8.2 по предложениям
читателей;
8.3 по заказу учреждений
|
9 — время издания документов
и их поступления в фонд
|
9.1
новые поступления;
9.2
ретроспективные (в т.ч. раритетные издания)
|
10 — частота спроса
представленных источников
|
10.1
часто спрашиваемых документов;
10.2
документов ограниченного спроса;
10.3
«забытой» литературы
|
11 — степень раскрытия
содержания документа
|
11.1
представляющие только библиографическое описание документа;
11.2
содержащие аннотацию документа;
11.3
приводящие цитаты из документа;
11.4
раскрывающие структуру документа;
11.5
содержащие реферат документа, полнотекстовые
|
12 — наличие печатного
аналога
|
12.1 аналог традиционной
выставки;
12.2 оригинальные ЭКВ
|
13 — продолжительность
функционирования
|
13.1 постоянные;
13.2 временные;
13.3 обновляемые
|
Предлагаемая классификация может быть дополнена
делением по другим основаниям, а также детализирована для каждого основания.
Проиллюстрируем это на примере учебных электронных выставок 2.1,
которые ставят своей целью расширение знаний и представлений пользователя по
предмету экспозиции. Учебные электронные выставки можно разделить на две
группы:
2.1.1. выставки, экспонирующие учебную,
научно-популярную и иную актуальную литературу;
2.1.2.
выставки, содержащие свернутую (вторичную) фактографическую информацию, которую
можно использовать в образовательных и самообразовательных целях —
обучающие выставки.
Просмотр обучающих электронных выставок,
представленных в сети Интернет, позволил выделить следующие группы,
представленные в таблице 2.
Таблица
2
Обучающие
электронные выставки
Наименование выставки
|
Содержание выставки
|
Выставка-словарь
|
Содержит
определения терминов по рассматриваемой теме. Приводится список (в некоторых
случаях аннотированный) литературы, рекомендуемой для более детального
изучения темы.
|
Выставка-биография
|
Содержит
биографические сведения о персоне (писателе, ученом, историческом деятеле и
т.п.), сведения о его творческой деятельности, цитаты из произведений.
Приводятся комментарии, а иногда и детальный анализ произведений, список
трудов (иногда содержащий аннотации). Возможен выход на полные тексты произведений.
|
Выставка-история
|
Содержит
фактические сведения о каком-либо историческом событии или объекте,
приводится аннотированный список источников, подробно освещающих
рассматриваемое событие.
|
Выставка-галерея
|
Посвящается
творчеству художника, фотографа, либо тематической или жанровой экспозиции.
Приводятся фактические сведения, искусствоведческая информация, отзывы
критиков и посетителей экспозиции, возможна рекомендация литературы.
|
Краеведческая выставка
|
Посвящена
определенному географическому объекту (город, край, область), его истории,
экологии, достопримечательностям, культурной жизни. Приводится аннотированный
список рекомендуемой литературы.
|
Аналогичную детализацию можно проводить для каждого
вида выставок, что может иметь самостоятельное теоретическое и прикладное
значение.
По материалам из свободного доступа Интернет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий